В Государственном театре оперы и балета им. Д.К. Сивцева – Суоруна Омоллона 30 марта состоялось пленарное заседание I Съезда депутатов представительных органов муниципальных образований Республики Саха (Якутия). В первом в истории современной Якутии съезде депутатов наслегов и улусов республики принимали участие 505 делегатов из 521 делегированных делегатов-депутатов от всех наслегов, районных центров, городов, улусов и столицы республики.
Александр Жирков: «Оправдать доверие народа»
Делегаты Съезда заслушали видеообращение Главы Якутии. «Сегодня именно Вы выражаете позицию населения, вовлекаете население в процессы конструктивного взаимодействия. От Вашей активности и твёрдой гражданской позиции зависит то, насколько быстро будут происходить изменения в жизни муниципальных образований», – сказал Егор Борисов.
С докладом на тему «Оправдать доверие народа» выступил председатель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Александр Жирков, сообщает пресс-служба ил Тумэна. В своём докладе Александр Жирков от имени депутатского корпуса республики выразил поддержку предложения делегатов Съезда о введении института освобождённых руководителей представительных органов на уровне всех районов и городских округов республики, а также о расширении института руководителей представительных органов на поселенческом уровне, работающих в соответствии с законом и уставом на общественных началах, а где это возможно – на постоянной основе.
«Только за последние пять лет число муниципальных образований в стране сократилось почти на 2,5 тысячи единиц. Наша республика является одним из немногих в Российской Федерации и единственным в Дальневосточном федеральном округе регионом, не проводившим укрупнения муниципальных образований. И это оправдано особенностями нашей республики. Парламент республики считает, что эти вопросы целиком относятся к компетенции самого поселения и решения должны приниматься с учётом мнения всех заинтересованных сторон, включая население и все уровни власти», – подчеркнул спикер Ил Тумэна.
Александр Жирков напомнил, что народными депутатами республики поднимался вопрос о возможности избрания глав городских поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, самим представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Предложенное решение исходило из попытки смягчить издержки дублирования полномочий в районных центрах и по возможности избежать оптимизации органов местного самоуправления – административных центров районов. По мнению спикера, усилиями некоторых предложение было искажено и преподнесено общественности как попытка подменить выборы всех глав муниципальных образований, включая поселения, районы и города, назначением. «Это не так и такого не будет. Действующий парламент республики такое решение не примет. А в указанном 21 городском поселении подобное решение возможно только при обязательном наличии отдельной должности руководителя представительного органа», – сказал председатель Госсобрания (Ил Тумэн).
Кроме того, Александр Жирков озвучил предложения по законодательному решению вопросов роспуска представительных органов муниципальных образований и ежегодного представления депутатами наслегов и улусов деклараций о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Аплодисментами делегатов встречено предложение о создании в парламенте республики постоянно действующего совещательного и консультативного органа – Совета представительных органов при Государственном Собрании (Ил Тумэн), а также специального отдела в аппарате Ил Тумэна по работе с представительными органами местного самоуправления.
Айсен Николаев: «Депутаты – наши главные партнеры»
Модель местного самоуправления, которая создана и действует сегодня в республике, уже не раз доказывала свою эффективность. Так считает член Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Галина Данчикова, сообщает газета «Ил Тумэн».
- Наша модель построения МСУ одна из самых демократичных. Можно сказать, во многом она является примером для других российских регионов. Подтверждением тому – призовые места на Всероссийском конкурсе лучших муниципальных практик 2015 года. Администрация Якутска заняла первое место в номинации «Общественный контроль и общественная оценка работы местной власти» за создание интернет-портала – площадки, дающей людям возможность напрямую участвовать в принятии решений. А в номинации «Развитие коммунальной инфраструктуры» республику наградили дважды. Первое место досталось администрации Якутска за социальный проект «Теплая автобусная остановка», а третье – Администрации городского округа «Жатай» за проект «Комплексное освоение территории квартала энергоэффективных домов», -- сказала она.
В свою очередь, мэр Якутска Айсен Николаев считает, что именно так, как произошло на съезде депутатов представительных органов муниципальных образований РС (Я), и нужно решать проблемы МСУ: «Главный итог съезда в том, что местная законодательная власть в республике выступила как профессиональная компетентная сила. Депутаты высказались по всем волнующим вопросам».
В свою очередь, он считает, что успех любого муниципального образования – это консолидация сил всех ветвей власти. «Мы, например, тесно работаем с Городской Думой, обязательно обсуждая все ключевые проблемы. В частности, депутаты принимали активное участие в решении вопрос с обеспечением детей местами в детских садах, теперь так же мы работаем по школам. Они активно участвуют в отчетах перед населением. При их поддержке на всероссийский уровень вышли наши городские проекты. Так что могу сказать, что депутаты – наши главные партнеры», - заметил он.
Александр Саввинов: «Все проблемы мы должны решать сообща»
В своем выступлении председатель Якутской городской Думы, председатель Ассоциации представительных органов местного самоуправления муниципальных образований республики Александр Саввинов рассказал о результатах проведенного накануне «круглого стола» «Актуальные вопросы организации деятельности представительного органа».
Он сообщил, что делегатами съезда не было поддержано предложение о рекомендации в части изменения механизма избрания главы городских поселений на основе отбора конкурсной комиссией и выбора представительным органом.
- Во-первых, в каждом представительном органе муниципального района, городского округа должен быть свой аппарат для обеспечения деятельности представительного органа, - отметил Александр Саввинов. - В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ, и численность, и структуру органы местного самоуправления должны определять самостоятельно. В то же время существует норма Бюджетного кодекса России, которая гласит, что дотационные муниципальные образования не должны превышать норматив расходов на содержание органов местного самоуправления. В Якутии данный норматив устанавливается Правительством республики исходя из численности органов местного самоуправления, утвержденной Указом Главы республики.
Во-вторых, в представительных органах муниципальных районов, городских округов председатель должен осуществлять свою деятельность на освобожденной основе, а в сельских поселениях должна быть предусмотрена отдельная должность председателя на неосвобожденной основе.
На сегодня, в 16 муниципальных районах руководители представительных органов работают на общественных началах, а в 136 поселениях Якутии (из 169) главы совмещают должности руководителей представительных органов.
В-третьих, в целях обеспечения эффективной депутатской деятельности необходимо рекомендовать сельским поселениям предусмотреть в Уставах муниципальных образований норму о проведении выборов депутатов представительных органов по мажоритарной избирательной системе по одномандатным избирательным округам. Это позволит повысить ответственность депутата за свой округ и своих избирателей. В-четвертых, необходимо ставить вопрос усиления контрольных полномочий представительных органов.
В-пятых. На наш взгляд одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день – это предоставление деклараций депутатами сельских поселений.
В целях совершенствования законодательства, на основании обращений депутатов сельских поселений необходимо рекомендовать Совету муниципальных образований республики обратиться в адрес Общероссийского Конгресса муниципальных образований для изучения проблемы реализации Федерального закона №303.
Необходимо помнить, что любые предлагаемые изменения в сфере местного самоуправления, должны, в-первую очередь, обсуждаться с муниципалитетами. При разработке законопроектов, которые касаются органов местного самоуправления, необходимо соблюдать вариативность и предоставлять право выбора органам местного самоуправления.
И последнее. Все проблемы мы должны решать сообща, а для этого необходимо развивать площадки для обмена мнениями, делиться лучшими муниципальными практиками.