26 сентября состоялось выездное заседание постоянной комиссии Якутской городской Думы по предпринимательству, промышленности, торговле, транспорту и инновациям под председательством Геннадия Керегяева, во время которого депутаты Надежда Тимофеева и Андрей Тарасов вместе с представителями подразделений окружной администрации и ГИБДД побывали на остановках, не соответствующих ГОСТу и расположенных вблизи школ.
Половина остановок не соответствует нормативам
Этот объезд был запланирован еще в августе на депутатских слушаниях по вопросам безопасности на дорогах. Особенно остро проблема с остановками, не соответствующими нормативам, встала после трагедии с гибелью ребенка. Депутаты Якутской гордумы тогда на слушаниях определялись с тем, какие поправки им предстоит «лоббировать» при принятии бюджета следующего года, чтобы реально повлиять на ситуацию с дорожной безопасностью. Надо отметить, что и представители ГИБДД проявили большую заинтересованность, не скрывая озабоченности из-за растущей аварийности на дорогах города.
Валерий Домотов, начальник управления дорог окружной администрации, сообщил, что из 625 городских автобусных остановок соответствует требованиям ГОСТа только половина. На обустройство автобусных остановок по профильной муниципальной программе выделено всего 1695 тыс. рублей, которых хватает только на обустройство трех остановок в год. Кроме этого, приведение их в соответствие с требованиями нормативов проводится в рамках ремонта улично-дорожной сети, в 2016 году такая работа велась на 34 остановках. Во время этого выезда комиссия прямо на месте ознакомилась с положением дел на 5 автобусных остановках, расположенных рядом со школами. И у каждой были свои проблемы, как подчеркнул Валерий Домотов, характерные и для остальных 400 городских остановок, не отвечающих требованиям.
Пять остановок возле школ
Первая остановка «МАХАОН» возле школы №29 располагается на реконструированной ул.Стадухина с четырехполосной проезжей частью, к ней во время ремонта не был сделан «карман», и автобусы на глазах у членов комиссии останавливались прямо на дороге.
Валерий ДОМОТОВ, сообщил после того, как с шагометром в руках наглядно продемонстрировал, сколько метров требуется в соответствии с ГОСТом на автобусную остановку – 60 метров (! ):
- Учитывается количество маршрутов, на каждый положено 10 метров. Так как на «Махаоне» останавливается три автобусных маршрута, то на заездной карман должно быть выделено 30 метров. По обеим сторонам от остановки должны быть полосы торможения и разгона, по 15 метров каждая. В итоге 60 метров. Но мы не можем быть уверены, что пешеходы не побегут через дорогу сразу же после выхода из автобуса.
Кстати, что и было наглядно продемонстрировано пассажирами остановившегося автобуса. Отойдя дальше, участники выезда вышли на место, куда предлагается перенести остановку – после светофора, расположенного при въезде на территорию городской больницы. Но даже здесь остановка не будет отвечать всем нормативным требованиям.
Официально ул. Стадухина еще не введена в эксплуатацию. В октябре планируется закрепить перенос автобусной остановки на новое место распоряжением комиссии по безопасности дорожного движения.
Следующей была остановка «Площадь Ленина» недалеко от школы №1, которая сегодня не соответствует требованиям ГОСТа из-за местоположения в 25-ти метрах после перекрёстка. По идее остановка должна располагаться прямо перед школой №1, но перенести её сюда технически невозможно. Валерий Домотов сообщил, что такая же ситуация сегодня и на автобусных остановках, расположенных на ул. Орджоникидзе, – на остановках «Пр.Ленина», «МФЦ» и «Казначейство».
- Город у нас застроен таким образом, что радиальные дороги Аммосова, Короленко, Курашова, Петровского не позволяют перенести автобусные остановки на другое место. Так что все они будут по документам проходить как несоответствующие нормативным требованиям, - сообщил начальник управления дорог.
Михаил КИРИЛЛИН, начальник дорожного надзора ГАИ Якутска, на это возразил, что нормативный документ, касающийся обустройства остановок, вышел ещё в 2007 году, и если в год планируется приводить в соответствие ГОСТу всего 3-4 остановки, то, сколько лет уйдет на требуемые 400?
Валерий Домотов видит в перспективе решение проблемы в ликвидации половины автобусных остановок, расположенных по проспекту Ленина, так как их очень много, и не хватает места на положенные им метры.
Ирина ГАРГАЧ, начальник департамента предпринимательства, не согласилась с этим:
- После ремонта Автодорожной улицы и переноса нескольких остановок поступило уже порядка 30 жалоб горожан. Понятно, что для того, чтобы соблюсти все предъявляемые нормативы, остановок в городе должно быть меньше. Но мы живём на Севере, поэтому о сокращении остановок речи быть не может. А вот в части обустройства новых остановок – это другой вопрос. Сегодня надо решить, какие остановки предстоит переоборудовать в 2017, 2018, 2019 годах. В первую очередь автобусные остановки делают тогда, когда идёт реконструкция дорог. И в этом случае они обустраиваются с учётом всех новых требований. Однако при ремонте дорог возникают ситуации, когда вносятся изменения в сам проект. Например, по ул.Автодорожной порядка 10 изменений было внесено в уже готовый проект. Мы планировали, что на ул.Автодорождной в этом году будут все 4 полосы закончены. Но потом у развилки ул. Чернышевского – ДСК возникли проблемы по выносу сетей. Из-за этого все сроки ремонт ул.Автодорожной перенесены на 2017 год.
Следующей была остановка «Чайковского», которую директор СОШ № 20 предложил обустроить перед своим учебным заведением. Ближайшие остановки находятся на ул.Каландаришвили и возле Ветеринарного училища. С согласия городской Думы и во исполнение её протокольных поручений остановка «20-я школа» будет обустроена в 2017 году по муниципальной программе «Профилактика безопасности дорожного движения». Сама улица Чайковского будет включена в план ремонта уличной сети только на 2018-2022 годы.
Ещё одна остановка, которая будет включена в программу «Профилактика безопасности дорожного движения» на будущий год – остановка на ул.Якова Потапова рядом со школой №25. Как объяснил членам комиссии Валерий Домотов, эта улица не попала ни в один план ремонта улично-дорожной сети. Остановка не отвечает требованиям безопасности – автобусы останавливаются прямо на дороге, нет тротуаров и заездного кармана, поэтому ее будут обустраивать в рамках муниципальной программы, так как рядом находится школа.
Последней была остановка «Отдел полиции №4» рядом со школой №4 на улице Автодорожная. Валерий Домотов пояснил, что остановки возникла стихийно - там, где удобно водителям автобусов и пассажирам. Однако она не отвечает элементарным требованиям, к тому же расположена прямо перед поворотом. Ее планируют перенести, но этот район активно застраивается, а в плане не учтено место для конечной…
Отбойники Якутску не положены
Председатель постоянной комиссии по предпринимательству, промышленности, торговле, транспорту и инновациям под председательством Геннадий Керегяев отдельно спросил об установке защитных ограждений на остановках. На что Валерий Домотов сообщил:
- Такие защитные конструкции применяются в Китае, Мексике и ряде европейских стран. В нашей стране подобные ограждения установили в Челябинске, однако по требованию прокуратуры они были демонтированы. В Москве и Санкт-Петербурге защитные конструкции установлены, но им можно - это города федерального значения, у них своя нормативная база. Нам отказали проектные организации, которые не взялись проектировать конструкции, изначально не соответствующие нормативной документации.
Так что Якутску такие ограждения не положены…
Разговор будет продолжен
Это выездное заседание – лишь одно из запланированных мероприятий Якутской гордумы, в ходе которых будет всесторонне обсуждаться проблема автобусных остановок, и будет разработаны меры по ее решению. Понятно, что вопросы расширения финансирования обустройства остановок, их учета при застройке и ремонте городских улиц и кварталов, требуют пристального внимания, ведь ситуация с приведением их в порядок сложная, в каждом случае свои аспекты, так что разговор на эту тему депутаты еще продолжат.
Пресс-служба Якутской городской Думы